муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 85 "Белоснежка" города Калуги (МБДОУ №85 «Белоснежка» г. Калуги) Принято на заседании Педагогического совета МБДОУ №85 «Белоснежка» г. Калуги протокол от 03.12.2021 № 2 Утверждено приказом по МБДОУ №85 «Белоснежка» г. Калуги от 03.12.2021 № 314/2-од . Положение о внутренней системе оценки качества образования МБДОУ № 85 "Белоснежка" г. Калуги г. Калуга 2021 г. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 85 "Белоснежка" города Калуги (далее – внутренняя система оценки качества образования или ВСОКО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также, общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: • пункта 13 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 ФЗ-№273 «Об образовании в Российской Федерации» • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155; • Приказ Минобрнауки России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» • Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; • Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведении самообследования в образовательной организации»; • Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» ; • Приказ Министерства образования и науки Калужской области от 19.07.2021 №944 «Об утверждении Положения о региональной системе мониторинга качества дошкольного образования в Калужской области» • Муниципальный проект «Формирование внутренней системы оценки качества дошкольного образования»; • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 85 «Белоснежка» города Калуги. 1.3. Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку и прогноз состояния образовательной системы ДОУ в плане соответствия стандартам, состояния выполнения стандарта муниципальной услуги «Реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей», выполнения муниципального задания с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования. 1.4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования являются: педагоги, воспитанники и их родители, педагогический совет дошкольного учреждения, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, и т.п. 1.5. Дошкольное учреждение обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников дошкольного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству. 1.7. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного 2 образования (образовательным стандартам) и потребностям заказчика, в том числе степень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения основной образовательной программы (далее – ООП) дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в организации образовательного процесса. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно – качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственнообщественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.8 В качестве методов, применяемых при измерении параметров, характеризующих качество дошкольного образования, для оценки качества образования используются: - анализ, сбор, формализация, группировка, обработка данных и др. (данных, документации, материалов проверок со стороны компетентных контролирующих органов); - наблюдение, визуальная оценка; - беседа. 1.9. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Основные цели, задачи, функции и принципы системы оценки качества образования 2.1. Цель - получение объективной информации о соответствии содержания и организации образовательной деятельности в учреждении требованиям ФГОС ДО. 2.2. Задачами системы оценки качества образования: 2.2.1. Определить предметы системы оценки качества образования, установить параметры (подбор, адаптация, разработка, систематизация нормативно-диагностических материалов, методов контроля). 2.2.2. Организовать сбор, обработку, анализ качества содержания и организации образовательной деятельности по установленным критериям. 2.2.3. Предоставить участникам образовательных отношений и общественности достоверную информацию о качестве дошкольного образования (содержании и организации образовательной деятельности) 2.2.4. Использовать результаты мониторинга для планирования и реализации мер и мероприятий, направленных на повышение качества содержания и организации образовательной деятельности в Учреждении. 2.3. Основными принципами системы оценки качества образования ДОУ являются: • принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; • принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; 3 • • • • • • • принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; принцип рефлективности, реализуемый через включение педагогов в критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными аналогами; принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении. 3. Организация и технология внутренней оценки качества образования 3.1. Предметом ВСОКО в ДОУ является деятельность, основанная на систематическом анализе: • качество содержания и организации образовательной деятельности; • качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность; • качество результатов образовательной деятельности. 3.2. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 1. Нормативно-установочный этап: • изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО; • подготовка приказа о проведении ВСОКО в ДОО; • определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария ВСОКО; • определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут осуществлять оценку качества образования. 2. Информационно-диагностический этап: • сбор информации с помощью подобранных методик. 3. Аналитический этап: • анализ полученных результатов; • сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. 4. Итогово-прогностический этап: • предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, родительской общественности; • разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ. 3.3. Источниками данных для оценки качества образования являются: • контроль; • мониторинг; • самообследование, • экспертные оценивания; • анкетирование; • социологический опрос; • статистическая отчетность и другие диагностические материалы. 3.4. Периодичность проведения, направления (объект), методы, исполнители, ответственные ВСОКО в ДОУ определяются годовой циклограммой ВСОКО. 4 3.5. Показатели и критерии оценки по всем направлениям внутренней оценки качества образования, технология проведения оценки качества образования определяются «Программой внутренней системы оценки качества образования ДОУ» (Приложение 1). 3.6. Фиксация результатов контроля производится в картах анализа оценки качества, представленных приложениях к «Программе внутренней системы оценки качества образования ДОУ». 3.7. Аналитический отчет по итогам проведения внутренней оценки качества образования оформляется в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражается в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации. 3.8. Результаты оценки качества образования рассматриваются на итоговом Педагогическом совете, Попечительском совете в конце учебного года. 3.9. Локальные акты, на основании которых в течение учебного года функционирует система внутренней оценки качества образования, утверждаются приказом руководителя. 4. Организационная структура и функциональная характеристика внутренней оценки качества образования в ДОУ 4.1. Организационная структура ДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОУ, педагогический совет, рабочая группа, временные структуры (комиссии и др.), экспертная группа из представителей общественности, совет родителей. 4.2. Администрация ДОУ: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом руководителя ДОУ и контролирует их исполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО ДОУ, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательной программы проведение в ДОУ контрольнооценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организует систему мониторинга качества образования в ДОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; - анализирует результаты оценки качества образования на уровне ДОУ; - обеспечивает условия для подготовки педагогов ДОУ и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни оценки качества образования; - формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОУ за учебный год, самообследование деятельности ДОУ); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО; 4.3. Рабочая группа: - разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития ДОУ; - участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов ДОУ; - содействует проведению подготовки работников ДОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ДОУ. 4.4. Педагогический совет ДОУ: - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО ДОУ; 5 - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в ДОУ; - участие в оценке качества и результативности труда работников ДОУ; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ДОУ; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОУ, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ. 4.5 Экспертная группа из представителей общественности (совет родителей ДОУ) - принимает участие в мониторинге качества условий организации воспитательнообразовательного процесса в ДОУ и удовлетворенности родителей образовательными услугами; - готовит предложения для администрации по результатам оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения. 5. Реализация и содержание внутренней оценки качества образования 5.1. Реализация ВСОКО в ДОУ осуществляется посредством: - контроля; - мониторинга. 5.2. Административный контроль - контроль по выполнению нормативно-правовых и локальных актов ДОУ, выявление нарушений законодательства РФ. Требования к административному контролю: - направление и периодичность регламентируется локальными актами ДОУ; - ответственность за проведение административного контроля несет руководитель; - результаты выносятся на административные планерки и собрание трудового коллектива. 5.3. В ДОУ проводится мониторинг оценки качества образования, при этом используются следующие методы: • педагогическое исследование (наблюдение, изучение документов, продуктов детской деятельности и т.д.); • опросные (беседы, интервью, анкетирование, социологический опрос и т.д.); • диагностические (контрольные срезы, измерения, решения психолого-педагогических ситуаций, тесты и т.д.); • самообследование; • экспертные оценивания; • статистическая отчетность и другие диагностические материалы. 5.4. Направления мониторинговых исследований: 5.4.1. Качество содержания и организации образовательной деятельности: ✓ качество ООП ДО, АООП ДО, соответствие требованиям ФГОС ДО, рабочей программы воспитания, рабочих программ воспитателей, специалистов; ✓ качество дополнительных общеразвивающих программ; ✓ качество образовательного процесса (организованного взрослым и самостоятельной детской деятельности); ✓ качество взаимодействия всех участников образовательных отношений. 5.4.2. Качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность: ✓ качество материально-технических условий, ✓ качество развивающей предметно-пространственной среды. ✓ качество психолого-педагогических условий 6 • качество кадровых условий 5.4.3. Качество результатов образовательной деятельности: ✓ качество (динамика) освоения детьми содержания ООП ДО, АООП ДО, дополнительных общеразвивающих программ, ✓ достижения обучающихся, ✓ здоровье обучающихся (динамика), ✓ удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся качеством образовательных результатов. • • • • • 6. Основные результаты реализации внутренней системы оценки качества образования: формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ; получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы в ДОУ. 7. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования 7.1. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее 7 дней с момента завершения ВСОКО. 7.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета ДОУ, производственные собрания, административные и педагогические совещания. 7.3. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в ДОУ, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации ООП ДО в новом учебном году. 7.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования ДОУ, для разработки и корректировки программы развития ДОУ, основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ ДОУ, годового плана ДОУ. 8. Делопроизводство 8.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 8.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив ДОУ. 7 8