программа Волшебная мастерская

1

Содержание:

1.1
1.2.
1.3
1.4.
1.5.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
.Пояснительная записка
Цели, задачи программы
Принципы Программы
Возрастные особенности художественно-эстетического развития детей
Планируемые результаты

3
3
4
4
7

2.1
2.2
2.3
2.4

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации Программы
Оценочные материалы
Критерии отслеживания Программы
Календарный учебный график

7
9
9
10

Список литературы

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Мир ребенка эмоциональный и красочный. В ребенке уже заложено стремление узнавать
и создавать. И не для кого, не секрет, что дети любят мастерить. Воспитать творческого
человека без красоты невозможно. Прекрасное, находится рядом с человеком. И чем
разнообразней детская деятельность, тем успешней идет развитие ребенка.
Творческая личность – одна из важных задач педагогики на современном этапе. Развитие
начинается в дошкольном возрасте. Сухомлин В.А. говорил: «Истоки способностей дарования
детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые
питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
Все дети талантливы, поэтому нужно развивать талант и дать проявлять их на практике, в
реальной жизни.
Эффективным средством ее решения в дошкольном возрасте является изобразительное
творчество с помощью нетрадиционной техникой.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. И мы должны
пробудить в ребенке веру в себя, в свои способности, в веру в то, что он пришел в этот мир
приносить людям радость, творить добро.
В процессе занятий художественным трудом, рисованием, аппликацией формируются все
психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительноэмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать
творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя
индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя
пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики
рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом
индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к
рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность,
гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность
труда в эмоционально-поведенческом аспекте. Поэтому решили организовать кружок для
развития творчества «Волшебная мастерская», который объединяет два вида деятельности:
речевую и продуктивную.
1.2.Цель: Развитие художественно-творческих способностей дошкольников, речи посредством
нетрадиционных методов рисования и работы с природным материалом.
Задачи:
- Развивать фантазию и творческое воображение, коммуникативные навыки; в пальчиковых
играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений,
Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать:
взаимодействовать между собой и педагогом.
- Повышать речевую активность.
- Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира
- Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
-Укреплять и развивать руки, координацию, ритмику, общую и артикуляционную моторику.

3

- Развивать пространственные отношения, речевое сопровождение.
1.3. При разработке программы учитывала следующие принципы:
✓ доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
✓ наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более
органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или
группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую,
нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д.
Ушинский);
✓ научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
✓ “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении творческих работ).
В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки
для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.
1.4. Возрастные особенности художественно- эстетического развития детей
возраст 3-4 года
Любимым выражением ребёнка с трёх лет становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого
и вместе с тем желание быть как взрослый- характерное противоречие кризиса трёх лет. Этому
«кризисному» возрасту свойственно вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость
настроения.
Произвольность, преднамеренность ребёнка на четвёртом году жизни только формируется.
Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при
неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость
детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту.
Наличие умения планировать произвольность деятельности у детей 3-4 лет проявляется
лишь в виде элементов: из игрового материала ребёнок выбирает два-три предмета, нужных для
начала игры, выбирает роль, которая ему нравится. Поэтому, чтобы поддержать игру, надо всё
необходимое для её продолжения расположить в поле восприятия детей.
На устойчивость деятельности, результативность и качество «работы» положительно влияет
предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Ребёнка 3-4 лет привлекает
мотив сделать вещь для себя, для своей игры. Мотив общественной пользы для ребёнка ещё
малоэффективен, но он охотно «трудится» для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки,
для близкой куклы.
Четвёртый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами: активизируется
речь ребёнка и более активно начинает формироваться самостоятельность.
У детей четвёртого года жизни начинают формироваться и проявляться элементы активного
воображения, когда ребёнка увлекает сам образ и возможность действовать самостоятельно в
воображаемой ситуации. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую
эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая
остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (например, понравившаяся песенка).
Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным. Малыш решает задачу
путём непосредственного действия с предметами.

4

Внимание детей непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к
деятельности.
Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлением таких чувств
и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к
окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может
сопереживать другому ребёнку.
Интерес к изобразительной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и
меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Действия
детей в рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет
малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки.
Преднамеренность, произвольность действий, т.е. подчинение их ориентирующему образцу,
важны не только для умственного, но и для нравственного развития. Ведь первые этические
представления тоже складываются в процессе усвоения ребёнком соответствующих образцов.
В результате освоения способа передачи формы в рисовании и лепке возникают
положительные эмоции, создаётся хорошее настроение. Дети радуются, что могут нарисовать,
слепить понятное всем изображение, с нетерпением ждут занятий, с удовольствием рисуют,
лепят в свободное время. Эта эмоциональная отзывчивость детей усиливается по мере
овладения навыками и умениями изображения. В то же время она быстро падает и совсем
пропадает, если у ребят, что-то не получается.
Дети 3-4 лет не владеют композиционными умениями: дети располагают изображение на
листе как получится и далеко не всегда удачно. Конструирование носит процессуальный
характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные
конструкции из двух-трёх частей.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к
книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями,
но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Музыкально-художественная деятельность носит непосредственный и синкретический
характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической
деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.) В этом возрасте совершеннее
становится восприятие картин, иллюстраций. Ребёнок воспринимает содержание картины, где
персонажи объединены одним, двумя или тремя однородными действиями. Совершенствуется
звукоразличение. Дети 3-4 лет способны различать тембр звучания двух-трёх музыкальных
инструментов в пьесах, несложный ритм, узнавать знакомые песни. Ребёнок осваивает звуковые
предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и пр.) Начинают проявлять интерес и избирательность
по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению,
слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
возраст 4—5 лет
Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным: неустойчивость
настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлечённость
игрой и игровыми ситуациями сближает этих детей с младшими дошкольниками. Вместе с
тем ближе к 5 годам начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего
возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов,
стремление к самостоятельности.

5

К четырем годам дети уже знакомы с изобразительным материалами, имеют некоторые
навыки пользования ими — владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе
бумаги, проявляют устойчивое желание изобразить то, что видят в окружающей действительности.
Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним.
Для этого они используют различные средства: определенный подбор предметов для
изображения; избирательность цвета; обыгрывание результатов своей деятельности;
дополнение словами, рассказом об изображенном предмете или явлении.
Следующим этапом формирования изобразительной деятельности у ребенка среднего
дошкольного возраста является ознакомление его с многообразием способов изображения
предметов и явлений в разном материале, т. е. введение в мир условных и графических
образов.
Показ различных способов изображения приобретает в средней группе большее
значение, чем в младших. В этом возрасте дети способны замечать некоторые признаки
предмета — цвет, общую форму, различать его части и детали, и у них возникает желание
передать это в рисунке. Но развитие зрительного восприятия несколько опережает развитие
специальной умелости руки. Поэтому ребенок очень нуждается в наглядном показе способов
изображения, в процессе которого у него формируются представления о графических и
пластичных условных образах. Воспроизводя эти способы по памяти или, повторяя по
нескольку раз вслед за показом воспитателя, дети упражняют руки и глаз, в результате чего у
них развиваются формообразующие движения в рисовании и лепке, совершенствуется
зрительно-двигательная координация.
К четырем годам у детей усиливается интерес к результатам своей деятельности.
Признание окружающими образа, созданного ребенком, является эффективным
воспитательным моментом. Дети удивляются и восхищаются своими изображениями и ждут от
товарищей и педагога такого же любования. Критические замечания нередко
воспринимаются ими как обида и не дают положительных результатов. Однако,
самостоятельно они не могут находить и исправлять свои ошибки.
Изобразительная деятельность ребенка среднего дошкольного возраста дает ему
возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться
в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы,
получать удовлетворение от ее результатов.
Однако дети 4—5 лет еще сохраняют в своем развитии ряд черт, свойственных младшим
дошкольникам. В связи с этим изобразительная деятельность ребенка среднего возраста все еще
зачастую имеет игровой характер.
Аппликация. У детей пятого года жизни содержание процесса изобразительной
деятельности в аппликации элементарно. В средней группе дети учатся вырезать простейшие
формы (квадрат, прямоугольник, круглые и овальные формы). Сложные для вырезывания
формы и силуэты им дают в готовом виде. Аппликация для детей данного возраста —
наиболее трудоемкий вид изобразительной деятельности.
Рисование. Рисование — наиболее доступный детям и любимый ими вид
изобразительной деятельности. Вместе с тем этот вид творческой деятельности заключает в
себе определенные трудности: на плоскости листа ребенок должен условно изобразить

6

реальные предметы так, чтобы их узнал не только он сам, но и другие дети и взрослые, и не
просто узнали, но и любовались этими изображениями.
В этом возрасте дети закрепляют навыки правильного использования карандаша и кисти;
учатся уверенно рисовать прямые, вертикальные и горизонтальные, наклонные, округлые и
замкнутые линии в разных направлениях; закрашивать изображаемые предметы, накладывая
мазки по форме, не останавливаясь, не меняя направления; вести линии плавно, легко, в
одном направлении, сверху, слева или наискось, вести кисть по ворсу, проводить линии один
раз.
Лепка. Образы, создаваемые детьми средней группы (особенно в начале года),
мало отличаются от того, что делают дети во вто рой младшей группе. Формы,
которые они лепят, продолжают оставаться неопределенными, во время занятий по
замыслу темы неустойчивы, хотя более осмысленны. Неустойчивость задуманных тем
можно объяснить особенностями мышления ребенка. Кроме того, дети часто не
знают, как изобразить задуманное, так как забывают способы лепки, а поэтому
легко меняют тему на другую, более знакомую по предшествующим занятиям.
Дети средней группы способны проявить инициативу в процессе решения образа, но, как
правило, самостоятельно не передают динамики — фигурки, вылепленные ими, статичны.
Одной из особенностей этого возраста является яркое проявление разных темпов развития
детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и
деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй
половины среднего дошкольного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более
старшей возрастной ступени.
1.5 Планируемые результаты
•
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных
методов рисования и работы с природным материалом.
•
Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
•
Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной
моторики.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации Программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-5 лет. Это определяется
значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц
кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”,
желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Программа реализуется с учетом Положения об организации дополнительных услуг в
МБДОУ №85 «Белоснежка» г. Калуги от 08.09.2017 г.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, 15-20 минут. Но при реализации творческого
замысла количество занятий для каждого ребенка может регулируется индивидуально.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для
расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

7

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как классические - рассказ
воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и
практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение
готовых работ родителям.
Кружок «Волшебная мастерская», объединяет два, вида деятельности: пальчиковую
гимнастику и продуктивную деятельность Первая часть занятия – пальчиковые игры и
упражнения, вторая – практическую часть.
Организационно-педагогические условия реализации программы
При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в
организованно образовательной и познавательной деятельности, физической. Дети охотно
осваивают содержание пальчиковых игр под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь
было важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как
единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей
детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где
бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Система работы велась по следующим направлениям:
В организованно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная
дифференцированная работа с детьми.
В образовательной деятельности в режимных моментах: пальчиковая гимнастика с
использованием стихов, песен, потешек, сказок, самомассаж кистей рук, игры и упражнения на
формирование тонких движений пальцев, пальчиковый театр, игры с крупным конструктором
во второй половине дня, дидактические игры.
Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при
рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития
понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно
одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то
объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от
зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем
наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе,
действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать
приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в
практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под
непосредственным руководством пальчиковую игру или гимнастику. Отдельно каждому
ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные
указания.
Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают
заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек,
сказочных героев;

8

- решение маленьких «проблем», возникающих у героев.
Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и
близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
2.2.Оценочные материалы
В начале работы проводится диагностическое обследование состояния мелкой моторики
у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук.
Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О.
Гуревича):
Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед
второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из
первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем
одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение
положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Критерии отслеживания усвоения программы
Диагностику в начале учебного года проводила по следующим критериям:
1. Упражнение «Фонарики»,
2. Сжимание и разжимание кулачков,
3. Потирание кулачков,
4. Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности
выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий,
Н.И.Гуревич) (май месяц)
1. тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук (средний показатель 20 секунд).
2.тест «Смотай клубок» - оценка тонкой моторики пальцев рук (нитка – 2 метра, 15 секунд).
3.тест «Разложи спички по коробкам» - оценка тонкой моторики пальцев рук (10 палочек, 20
секунд).
4.тест «Разложи карточки» - оценка тонкой моторики пальцев рук.
Н – низкий уровень (1балл).
С – средней уровень (2 балла).
В – высокий уровень (3 балла).

9

2.4 Календарный учебный график
Количество занятий: 2 занятия в неделю (с октября по май), всего 64 занятия
Учебно-тематический план
месяц
Содержание
Оборудование
Октябрь
«Кап-кап дождик»
Гуашь синего цвета, тучка, влажные
1) Потешка «Дождик, дождик, веселей!»
салфетки, ватные палочки
2) Рисование в нетрадиционной технике
рисования — ватными палочками "Капельки
дождя»
«Осень»
Листы с изображением тучек и осенней
1) Пальчиковая игра "Осень"
природы. Пальчиковая краска синего
2) Рисование пальчиками «Осенний дождик».
цвета, салфетки. Зонт для игры.
Иллюстрации эскизы, рисунки. Музыка.
«Осенние листочки».
Листы бумаги, краски: красный, желтый
1) Пальчиковая игра «Осенние листочки».
цвет, салфетки, кисточки. Листики для
2) Рисование с использованием отпечатков
игры и отпечатков. Иллюстрации и
осенних листочков.
эскизы.
«Осенние листочки»
Лист ватмана, доска, пальчиковая краска:
1) Пальчиковая гимнастика "Осень"
желтого,
оранжевого,
красного,
2) Создание коллажа – из гербария, из коричневого цвета, листья знакомых
отпечатков листьями и картофеля.
деревьев, трафарет из картофеля.
«Птичий двор»
Лист формата А3, цветная бумага, клей
1) Песня вышла курочка гулять»
2) Коллективная аппликация «Птичий двор»
«Сорока-ворона»
Основа из картона, кусочки цветной
1) Пальчиковая игра «Сорока-ворона».
бумаги желтого, коричневого цветов,
2) Обрывная аппликация «Каша».
клей, кисть
«Сорока-ворона».
1) Пальчиковая игра «Сорока-ворона».
Круг и полукруг из цветной бумаги
2) Аппликация из круга и полукруга «Сорока»
«Осенний лес»
Ватман формата А3, разноцветный
1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес» (И.
песок, клей, изображение леса в
Михеева)
карандаше,
цветные
иллюстрации,
2) Коллективная работа в нетрадиционной музыка
технике рисования - разноцветным песком
"Осенний лес"
«Осенний лес»
Альбомный лист, гербарий, клей
1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес»
2) Аппликация из гербария "Осенний лес"
Ноябрь
«Угощение для бельчат и ежат»
Соленое тесто, форма для выдавливания
1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес»
фигур, салфетка, иллюстрации угощений
2) Выполнение работы в технике -тестопластика
"Угощение для бельчат и ежат"
«В гостях у белки и ежа»
1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес»
Альбомный лист, семена, клей, листья
2) Аппликация из природного материала
«Ёжик»
«Мишка - косолапый ».
Трафарет медведя, клей, заварка чая из

10

1) Обыгрывание стихотворения «Мишка
косолапый»
2) Рисование чаем - «Мишка».
«Мишка - косолапый ».
1). Гимнастика "Медведь"
2) Обрывная аппликация - «Малина для
мишки».
«Осенний лес».
1) Гимнастика «Мы идем в осенний лес»
2) Рисование в нетрадиционной технике –
отпечаток листа "Осенние деревья"
«Осенние деревья».
1) Гимнастика «Осенние листья»
2) Аппликация "Рябина"
«Осень»
1) Пальчиковая гимнастика «Осень»
2) Коллективная работа «Осеннее дерево»
«Первый снег».
1) Гимнастика "Первый снег"
2) Рисование в нетрадиционной технике
рисования — ватными палочками «Рукавичка»
«Первый снег».
1) Пальчиковая игра «Как на горке снег…».
2) Рисование в нетрадиционной технике
рисование — крупой «Снежный домик»
Декабрь
«Вот зима, кругом бело»
1) Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
2) Рисование «Зимний дом»
«Вот зима, кругом бело»
1) Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
2) Рисование «Улица моего села»
«Птички зимой»
1) Пальчиковая гимнастика «Птички зимой»
2) Рисование в нетрадиционной технике - тычок
«Снегирь на ветке рябины»
«Зимние забавы»
1) Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
2) Аппликация из косметических дисков
«Снеговик»
«Были бы у ёлочки ножки…».
1) Пальчиковая игра «Шарик»
2) Обрывная аппликация «Елочка».
«Были бы у ёлочки ножки…».
1) Пальчиковая гимнастика «Елочка»
2) Рисование в нетрадиционной технике
рисования — разноцветный песок «Украсим
ёлку»
«Были бы у ёлочки ножки…».
1) Пальчиковая гимнастика "Елка наряжается"

пакетиков,
салфетки,
иллюстрации медведя

музыка,

Основа из картона, кусочки цветной
бумаги красного, коричневого и зеленого
цветов, клей, кисть, иллюстрации
малины
Альбомный лист, гуашь, листья

Цветные полоски, белый картон, клей,
пластилин
Ватман с изображение ствола дерева,
листья из ладошек детей – цветная
бумага, клей
Гуашь красная и жёлтая, рукавички
белого цвета, влажные салфетки, ватные
палочки, рукавички 6 цветов, ёлочка,
зайка.
Шаблоны
домика,
клей,
крупа,
иллюстрации домов, салфетки, музыка
Шаблоны зимних домов, краски, клей,
вата
Альбомный
краски
Заготовки
поролон

лист.
для

Шаблоны
рисования,

домов,
краски,

Диски, белый, голубой картон, клей

Шаблоны елочек, иллюстрации зимних
елочек, цветная бумага, клей
Шаблоны
елочек,
иллюстрации
украшенной елочки, клей, разноцветный
песок, салфетки, музыка
Шаблоны
елочных
игрушек,
иллюстрации новогодних шариков, клей,

11

2) Рисование в нетрадиционной технике
рисования — разноцветный песок «Новогодний
шарик»
«Были бы у ёлочки ножки…».
1) Стихотворение К.Чуковского "Были бы у
ёлочки ножки."
2) Рисование в нетрадиционной технике
рисования — крупа «Снежок для Ёлочки»
Январь
«Белка»
1) Пальчиковая гимнастика "Белка"
2) Выполнение работы в технике тестопластика
"Шишка"
«Белка»
1) Пальчиковая гимнастика "Белка"
2) Аппликация "Белка"
«Были бы у ёлочки ножки…».
1) Обыгрывание стихотворения с помощью
плоскостной игрушки «Были бы у ёлочки
ножки…».
2) Обрывная аппликация "Елочка".
«Снегири»
1) Пальчиковая гимнастика "Снегири"
2 Аппликация из круга и полукруга "Снегирь"
«Снегири»
1) Пальчиковая гимнастика "Снегири"
2) Рисование нетрадиционным способом
рисования - пальчиками "Снегирь на ветке
рябины»
«Зимние забавы»
1) Пальчиковая гимнастика «Зима»
2) Аппликация из косметических дисков «Семья
снежных баб»
««Зимние забавы»
1) Пальчиковая гимнастика «Строитель»
2) Аппликация круга и полукруга «Зайчишка»
Февраль
«Снежинки»
1) Пальчиковая гимнастика "Снежинки"
2) Рисование в нетрадиционной технике крупой
"Снежок для елочки"
"Снежок"
1) Пальчиковая гимнастика "Снежок"
2.) Аппликация из косметических дисков «А у
нашего двора снеговик стоял с утра»
"Мы во двор пришли гулять."
1) Гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
2) Обрывная аппликация "Мы во двор пришли
гулять"
"Зимой"
1) Пальчиковая гимнастика "Зима"

разноцветный песок, салфетки, музыка
Шаблоны
елочек,
иллюстрации
украшенной елочки снегом, клей, крупа,
салфетки, краски, музыка
Соленое тесто, форма для фигур,
природный материал - шишка ели,
сосны, лиственницы
Цветная бумага, клей
Цветная бумага, шаблоны елочки, клей,
салфетки, иллюстрации елочек по
временам года - осень, зима, весна, лето,
музыка
Презентация
"Зимующие
птицы",
иллюстрация снегиря, цветные круги,
клей.
Краски, шаблон.

Косметические диски, белый картон,
голубая краска, клей
Круги и полукруги серого цвета из
цветной бумаги, клей
Шаблоны елочек, клей, крупа, краски.

Иллюстрации снеговика, косметические
диски, голубой картон, клей, салфетки,
музыка
Шаблоны домов, зимних деревьев, белая
и цветная бумага, клей, кисть, салфетки,
музыка
Шаблон дома, клей, фломастеры, вата

12

2) Аппликация "Зимний дворик"
«Защитники»
1) Пальчиковая гимнастика «Строитель»
2) Конструирование из спичечных коробков
«Машина»
«Вьюга-завируха»
1) Пальчиковая гимнастика «Зима»
2) Рисование нетрадиционным способом
рисования - техника « по мокрому» «Вьюга»
«Вьюга-завируха»
1) Пальчиковая гимнастика «Зима»
2) Рисование нетрадиционным способом
рисования - пальчиками, ватными палочками
«Варежка для друга»
Март
«Помощник»
1) Гимнастика для рук «Помощник»
2) Рисование в нетрадиционной технике – тычок
"Ветка вербы" «Цветочек для мамочки»
1) Гимнастика «Цветочек для мамочки»
2) Коллективная работа "Корзина цветов"
«Цветочек для мамочки»
1) Гимнастика «Цветочек для мамочки»
2) Рисование в нетрадиционной технике отпечаток "Цветы"
«Радуются взрослые и дети»
1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые
и дети»
2) Работа с природным материалом «Солнце»
«Пальчики здороваются»
1)
Пальчиковая
гимнастика
«Пальчики
здороваются»
2) Аппликация "Ландыш"
«Пальчики здороваются»
1)
Пальчиковая
гимнастика
«Пальчики
здороваются»
2) Аппликация "Подснежник"
«Радуются взрослые и дети»
1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые
и дети»
2) Работа с природным материалом «Весенняя
ветка»
Апрель
«Мы делили апельсин»
1) Пальчиковая гимнастика «Мы делили
апельсин»
2) Рисование в нетрадиционной технике
рисования – отпечатки "Цветочная поляна"
"Мы все умеем"
1) Пальчиковая гимнастика "Мы все умеем"

Полосы цветной
коробки, клей

бумаги,

спичечные

Трафарет варежки

Шаблон, иллюстрация вербы, краски,
кисть с поролоном, салфетки
Ватман листья, корзина, клей цветы отпечатки детей
Одноразовые
вилки,
тонированная бумага

краски,

Диски,
одноразовые
тарелки,
выкрашенные в желтый цвет, желтая
пряжа, клей
Голубой картон, зеленая цветная бумага,
семечки тыквы, клей, иллюстрации
цветка
Семена тыквы или кабачки, зеленые
полоски, картон, клей
Шаблон ветки, цветная бумага, семена
«Клена»

Альбомный лист, пластиковая вилка,
краски, презентация "Весенние цветы"

Соленое тесто, формы для выдавливания

13

Май

2)
Работы,
выполненные
в
технике
тестопластика по выбору детей
"Мы все умеем"
1) Пальчиковая гимнастика "Мы все умеем"
2)
Работы,
выполненные
в
технике
тестопластика - оформление
«Встали пальчики»
1) Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»
2) Аппликация с использованием пластилина техника жгутики "Золотая рыбка"
«Встали пальчики»
1) Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»
2) Аппликация с использованием пластилина
техника точка "Рыбка»
«Встали пальчики»
1) Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики»
2) Коллективная работа "Рыбы в аквариуме»
«Транспорт»
1) Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
2) Изготовление транспорта из спичечных
коробков
«Транспорт»
1) Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
2) Аппликация «Грузовичок»
«Повстречались»
1) Пальчиковая гимнастика «Повстречались»
2) Аппликация из круга и полукруга "Домашние
животные"
«Повстречались»
1) Пальчиковая гимнастика «Повстречались»
2) Аппликация из ниток "Цыпленок"
«Моя семья»
1) Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
2) Коллективная работа "Птичий двор"
«Моя семья»
1) Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
2) Аппликация из круга и полукруга "Щенок"
«Радуются взрослые и дети»
1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые
и дети»
2) Тестопластика "Солнце"
«Пальчики здороваются»
1)
Пальчиковая
гимнастика
«Пальчики
здороваются»
2) Рисование в нетрадиционной технике –
набрызги «Мраморные узоры»
«Радуются взрослые и дети»
1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые
и дети»

Фигуры, краски

Пластилин, шаблоны рыб, иллюстрации
Пластилин, шаблоны рыб, иллюстрации

Коробка – аквариум, шаблоны рыб
Спичечные коробки, цветная бумага,
клей
Цветная бумага, клей

Иллюстрации, круг
цветной бумаги, клей

и

полукруг

из

Картон, шаблон, желтые нитки (пряжа)
Ватман,
краски,
цветной
песок,
пластилин, цветная бумага, шаблоны

Тесто желтого цвета, иллюстрации

Нитки, клей, шаблон

14

2) Аппликация из ниток «Солнце»
«Радуются взрослые и дети»
Цветная бумага, втулка, клей
1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые
и дети»
2) Работа с бросовым материалом "Бабочка"
«Радуются взрослые и дети»
Проводится совместно с родителями
1) Пальчиковая гимнастика «Радуются взрослые
и дети»
2) Совместная творческая работа "Наша группа
"Смешарики»

Литература:
1.«Пальчиковые игры для детей»- С. О. Ермакова, 2009 г.
2.«Забавы для малышей»- М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
3.«Озорные пальчики»- муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель»
№8, 2007 г.
4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель»
№5, 2008 г.
5. «Учимся играя.» Волина В. М., 1994
6. «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет» И.Ю. Кулагина. - М.:
Айрис-пресс, 2005.
7. «Речь и развитие психических процессов ребенка» А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М.:
Просвещение, 2006.
8. «Альбом по развитию мелкой моторики. Умные пальчики» (1000 заданий для малышей)
В.Г.Дмитриева
9. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» С.Е.Большакова
10. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
11. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (методическое пособие для
воспитателей и родителей) Е.А.Янушенко
12. «Упражнения для развития мелкой моторики рук пуговки и пальчики» В.М.Медов
13. «Игры на развитие мелкой моторики рук (набор развивающих картинок)» Л.П.Трушина
14. Источник: http://womanadvice.ru/palchikovaya-gimnastika-na-temu-osen,
https://www.babyblog.ru/community/post/0_1_razvitie/459350, http://www.openclass.ru/node/452252,
https://www.babyblog.ru/user/id981829/120125.
allforchildren.ru/poetry/ng16.php,
https://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka/palshikowye-igry/palchikovyie-igryi-poteme-zima
stranamasterov.ru/node/32513
http://proapplikatsii.ru/po-materialu/iz-plastilina/applikacii-iz-plastilina-na-kartone.html,
https://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/
15. «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 03.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(4842) 73-48-14, +7(4842) 73-47-91

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».