Рассмотрена на заседании педагогического совета № 1 от 01 сентября 2021 г. Согласовано Зам.зав. по ВМР ___________Лавриненко Л.А. Утверждена Заведующий ДОУ __________Е.С. Ярошенко № 273/1 от 01.10.2021 Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуального кружка «Умничка» Составитель: педагог-психолог Патеюк Светлана Валентиновна 1-ая кв. категория 0 Содержание: 1 . Комплекс основных характеристик Программы_____________________________2 1.1. Пояснительная записка к программе интеллектуального кружка «Умничка» 1.2..Цели, задачи Программы.__________________________________________________3 1.3. Содержание Программы _________________________________________________ 3 1.4. Планируемые результаты__________________________________________________ 3 1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей ____________________________4 2. Комплекс организационно-педагогических условий___________________________4 2.1 Учебный план_____________________________________________________________4 2.1.1.Тематическое планирование _______________________________________________4 2.2.Условия реализации Программы_____________________________________________7 2.2.1. Формы аттестации и оценочные материалы_________________________________7 2.2.2. Методическое обеспечение________________________________________________7 2.2.3.Средства для реализации Программы________________________________________8 2.2.4 Используемые методические материалы_____________________________________8 Список литература 1 1. Комплекс основных характеристик Программы. 1.1. Пояснительная записка к программе интеллектуального кружка «Умничка» Интеллект - сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи. Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личностных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей и самореализации их во взрослой жизни. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Именно в дошкольном возрасте ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность. В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач. Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей. 1.2.Таким образом, целью занятий интеллектуального кружка «Умничка» является развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающих игр и посредством развития математических представлений дошкольника. На занятиях кружка дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. Основные задачи Программы: • Развивать логическое мышление; • Научить основным приемам мыслительной деятельности: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, умению выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; • Ознакомить детей с математическими понятиями; • развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников; • воспитывать у каждого ребёнка стремление к активной деятельности и творчеству; 2 • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка Возраст обучающихся: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год. Частота проведения – 2 раза в неделю по 25-30 минут. Форма занятий: очная групповая Численный состав группы – 10-12 человек. 1.3.Содержание Программы: Данный курс содержит следующие комплексные блоки: фигуры, логика и счет На занятиях используются: • пальчиковая гимнастика; • веселые подвижные игры (речь + движения); • штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш; • обводки по трафарету или шаблону; • печатание букв, цифр; • задания для развития познавательный процессов (в том числе логического мышления) На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет. Дети обучаются элементарным основам математики, а также развивают интеллектуальные способности посредством: • знакомство с цифрами; • состав числа; • отношения и связи между числами; • геометрические фигуры; • математические знаки; • арифметические задачи; • примеры на сложение и вычитание; • развивающие задания на логику. 1.4.Планируемые результаты. На этапе завершения обучения по данной программе: • ребенок обладает развитым мышлением и воображением, которые реализуется в разных видах деятельности; • ребенок обладает хорошо развитой памятью и вниманием, которые реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в познавательной активности; • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. • укрепится и повысится познавательное развитие, включающее в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами; 3 • • сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем). 2. Комплекс организационно-педагогических условий. Количество учебных недель – 32. Количество учебных дней: 64; Даты начала и окончания учебных периодов: с 01 октября по 25 мая каждого учебного года. 2.1 Учебный план № Название темы 1. 2. 3. Знакомство с геометрией Развитие логического мышления Математические представления Количество занятий 13 17 34 Количество часов 5ч15м 7ч10м 14ч15м Содержание учебно-тематического плана 1. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие восприятия формы, цвета, размера. Развитие логического мышления. Теория: Понятие логического мышления. Способы развития логического мышления Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. 2. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. 3. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Формирование навыков быстрого счета, быстроты реакции. Формирование основных мыслительных операций, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. 2.1.1. Тематическое планирование № 1. 2 3 Тема, задания Путешествие в страну Геометрия. Точка. Прямая. Кривая. Вертикальные и горизонтальные линии Пересечение линий Путешествие в страну Геометрия. Луч. Отрезок. Ломаная Путешествие в страну Геометрия. Тетрадь, стр. Знакомимся с геометрией. Солнечные ступени стр.8,12, ч.1 Знакомимся с геометрией. Солнечные ступени стр.19, ч.1 Знакомимся с геометрией. Солнечные ступени 4 4 5 6 7 8 9 10 11 Замкнутые и незамкнутые линии Путешествие в страну Геометрия. Углы. стр.28, ч.1 Знакомимся с геометрией. Солнечные ступени стр.25, ч.1 Знакомимся с геометрией. Солнечные ступеньки стр. 2-7 ч.2 Знакомимся с геометрией. Солнечные ступеньки стр. 8-9, 25-26 ч.2 Путешествие в страну Геометрия Геометрические фигуры. Круг, овал. Путешествие в страну Геометрия Геометрические фигуры. Многоугольники. Путешествие в страну Геометрия Геометрические фигуры. Треугольник. Путешествие в страну Геометрия Геометрические фигуры. Четырехугольники. Квадрат. Путешествие в страну Геометрия Геометрические фигуры. Четырехугольники. Прямоугольник Путешествие в страну Геометрия Геометрические фигуры. Многоугольники. Четырехугольники – трапеция, ромб Геометрические фигуры. Повторение Знакомимся с геометрией. Солнечные ступеньки стр. 10-12 ч.2 Знакомимся с геометрией. Солнечные ступеньки стр.13-15 ч.2 Знакомимся с геометрией. Солнечные ступеньки стр.16-17 ч.2 Знакомимся с геометрией. Солнечные ступеньки стр.19-24 ч.2 Знакомимся с геометрией. Солнечные ступеньки стр.25-27 ч.2 Знакомимся с геометрией . Солнечные ступеньки стр.28-29 ч.2, раздаточный материал Знакомимся с геометрией. Солнечные ступеньки стр. 28-29 ч.2 Раздаточный материал :Четвертый лишний. Обведи и раскрась. Сложи из палочек по образцу. Раздаточный материал: . Путаницы – загадки, лабиринты, «Нелепицы». Раздаточный материал «Обведи по точкам и раскрась», «Соедини цифры по порядку» Раздаточный материал. Рабочая тетрадь «Логика. Лабиринты и схемы» стр18, 19,32 Математика. Солнечные ступени стр.5, ч.1 Математика. Солнечные ступени стр.6 - 7, ч.1 Математика. Солнечные ступени стр.8 - 9, ч.1 Математика. Солнечные ступени стр.10-11, ч.1 14 Путешествие в страну Геометрия. Геометрические тела. Шар, куб, параллелепипед. Путешествие в страну Геометрия. Геометрические тела. Конус, цилиндр Психология. Логика. 15 Психология. Логика 16 Психология. Логика. Путешествие в страну Морозовку. 17 Психология. Путешествие в Театр. 18 19 20 21 Математика. Число и цифра "0". Математика. Число и цифра «1» Математика. Число и цифра «2» Математика. Число и цифра «3» 22 Математика. 0,1,2,3. Закрепление счета от 0 до 3. Математика. Число и цифра «4» Математика. Число и цифра «5» Раздаточный материал Математика. Математические знаки: больше, меньше, плюс, минус, равно, неравно. Раздаточный материал. Солнечные ступени стр.4, ч.1 12 13 23 24 25 Математика. Солнечные ступени стр.12-13, ч.1 Математика. Солнечные ступени стр.14-15, ч.1 5 26 Математика. Закрепление счета от 0 до 5. Раздаточный материал. Состав числа 27 Математика. Математические задачи Математика. Солнечные ступени стр.2-3, ч.2 28 Психология. Логика. Путешествие в Африку. 29 Психология. Логика. Путешествие в лес Раздаточный материал. Загадки, презентация, лабиринты . Рабочая тетрадь «Логика. Лабиринты и схемы» стр12,13 Раздаточный материал. 30 31 32 33 34 Психология. Логика. Путешествие в сказку Математика. Число и цифра «6» Математика. Число и цифра «6» Математика. Число и цифра «7» Математика. Число и цифра «7» 35 36 Математика. Число и цифра «8» Математика. Число и цифра «8» 37 38 Математика. Повторение: 6,7,8. Математика. Число и цифра «9» 39 Математика. Число и цифра «9» 40 41 Математика. Повторение 6,7,8,9. Состав числа Математика. Число и цифра «10» 42 Математика. Число и цифра «10» Математика. Солнечные ступени стр.26-27, ч.1 43 44 Математика. Закрепление счета от 0 до 10. Решение примеров Математика. Повторение. Решение задач Математика. Солнечные ступени стр.28, ч.1 Солнечные ступени стр.1 ч.2 Математика. Солнечные ступени стр.29-30, ч 1 45 Математика. Повторение. Математика. Солнечные ступени стр.4-5ч.2 46 Математика. Закрепление Математика. Солнечные ступени стр.8ч.2 47 Математика. Закрепление Математика. Солнечные ступени стр10-11ч.2 48 Психология. Логика. Классификация предметов. Психология. Логика. Умозаключения Психология. «Часовая мастерская». Часы и время Логика. Солнечные ступени стр.4,13 Математика. Решение задач. Математика. Закрепление Психология. Логика. Лабиринты и схемы Психология. Логика. Отрицание Логические задачи. Математика. Закрепление Математика. Решаем задачи и примеры Математика. Солнечные ступени стр.12-13 ч.2 Математика. Солнечные ступени стр14-17.ч.2 Раздаточный материал. Логика. Солнечные ступени стр.12 Логика. Солнечные ступени стр.17-18 Математика. Солнечные ступени стр18-19.ч.2 Математика. Солнечные ступени стр20-21.ч.2 49 50 51 52 53 54 55 56 57 Раздаточный материал. Математика. Солнечные ступени стр.16-17, ч.1 Раздаточный материал Математика. Солнечные ступени стр.18-19, ч.1 Математика. Солнечные ступени стр.18-19, ч.1, раздаточный материал Математика. Солнечные ступени стр.20-21, ч.1 Математика. Солнечные ступени стр.20-21, ч.1, раздаточный материал Математика. Солнечные ступени стр.17, 19. Математика. Солнечные ступени стр.22-23, ч.1 Математика. Солнечные ступени стр.22-23, ч.1, раздаточный материал Раздаточный материал Математика. Солнечные ступени стр.24-25, ч.1 Логика. Солнечные ступени стр.15 Раздаточный материал. Выстави время на часах 6 58 59 60 61 62 63 64 Математика. Решаем задачи и примеры Математика. Меры длины. Измерительные инструменты. Работа с линейкой Математика. Меры длины. Измерительные инструменты. Работа с линейкой. Построения Психология. Развитие дивергентного мышления. Решение ТРИЗ задач. Путешествие на Марс. Психология. Развитие дивергентного мышления. Решение ТРИЗ задач. Логические сетки. Повторение. Работа с планом и картой. Математика. Солнечные ступени стр24-25.ч.2 Раздаточный материал Математика. Солнечные ступени стр.28 ч.2 Раздаточный материал Раздаточный материал. Раздаточный материал Заключительное занятие . Большое путешествие в страну Математику. 2.2. Условия реализации Программы • Отбор в группу детей с нормой физического, интеллектуального, речевого и социального развития; • Малая наполняемость группы (10-12 человек); • Решение логических задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. 2.2.1.Формы аттестации и оценочные материалы В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: – входной контроль (срок проведения – 1 занятие, форма - опрос); – текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения – практическая работа, самостоятельная работа, опрос); 2.2.2.Методическое обеспечение Учебно-методический комплекс состоит из учебных пособий: 1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть 1, часть 2) 2. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Знакомимся с геометрией (часть 1, часть 2) 3. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника» Логика 4. «Стрекоза», серия "Рабочие тетради дошкольника" Логика: лабиринты и схемы В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у обучающихся. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у обучающихся 7 2.2.3.Средства, необходимые для реализации Программы: Учебно-тематическое планирование; Рабочие тетради Простые и цветные карандаши Линейка 20см Набор карточек от 1 до 10 Набор знаков <, >, =, +,Демонстрационный материал (таблицы, сюжетные картинки) Презентации к занятиям 2.2.4.Используются следующие методические материалы: 1. Алиева Т.И. и др. Истоки, // Базисная программа развития ребенка-дошкольника, М.: Карапуз, 1994. 2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Творческий Центр, 2002. 3. Алябьева Е.А., Истратова О.Н., Дубровина И.В. Математика для дошкольников 5-7 лет// Цикл «Солнечные ступеньки». – М.:ТЦ Сфера, 2001. 4. Бенесон Е.П., Вольнова Е.В.Математика для малышей. – М.: Финансы и статистика,1993. 5. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М.: Знание, 1993. 6. Грамматика и арифметика для самых маленьких. – СПб.: «Окей», 1994. 7. Давайте поиграем! Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1990. 8. Ерофеева Т.И. и др. Дети у истоков математики //Спецкурс: Методика обучения математике. – М.: АПО, 1994. 9. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992. 10. Зажигалина Р.Н. Занимательная математика. //Школа гуманитарно-эстетического развития детей «Полянка». – Оренбург, 2010. 11. Лаптева В.А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. 13. Шевелёв К.В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез,2005. 14. Шевелёв К.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: Институт психотерапии, 2010. Так же при реализации программы окажут существенную помощь следующие методические пособия: Дидактические материалы: (раздаточные материалы, технологические карты, задания, упражнения и т.п.) Виды дидактических пособий: • схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, плакаты, диаграммы, шаблоны и т.п.); • картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, фотоматериалы и др.); • звуковой (аудиозаписи, радиопередачи); • смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.); 8 дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.); Автором созданы следующие виды продукции для методического обеспечения программы: • Раздаточный материал; • Наглядный материал; • Конспекты занятий. • Список литературы 1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 2. Бабкина Н.В. Развиваем мышление: тетрадь для детей 5 – 6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2007. 3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовка ребёнка к школе: задачи, упражнения, диагностика. – М.: А.П.О., 1994. 4. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем мышление. Школа для дошколят. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006. Земцова О.Н. Тесты для детей 5 – 6 лет: Учебное пособие. – М.: Махаон, 2008. (Умные книжки). 5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. 6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. 7. Соколова Е.И. Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать, запоминать. – М.: Академия развития, 2004. 8. Соколова И.М. Организация предшкольной подготовки детей // Дополнительное образование и воспитание. – 2009.- №7. – С. 39-42. 9. Тарасова Т.Л., Сулима С.А., Макаренко Т.И. Предшкольная подготовка в системе дополнительного образования// Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.5861. 10. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. 9