программа Умничка

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
№ 1 от 01 сентября 2021 г.

Согласовано
Зам.зав. по ВМР
___________Лавриненко Л.А.

Утверждена
Заведующий ДОУ
__________Е.С. Ярошенко
№ 273/1 от 01.10.2021

Дополнительная общеразвивающая программа
интеллектуального кружка «Умничка»

Составитель: педагог-психолог
Патеюк Светлана Валентиновна
1-ая кв. категория

0

Содержание:
1 . Комплекс основных характеристик Программы_____________________________2
1.1. Пояснительная записка к программе интеллектуального кружка «Умничка»
1.2..Цели, задачи Программы.__________________________________________________3
1.3. Содержание Программы _________________________________________________ 3
1.4. Планируемые результаты__________________________________________________ 3
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей ____________________________4
2. Комплекс организационно-педагогических условий___________________________4
2.1 Учебный план_____________________________________________________________4
2.1.1.Тематическое планирование _______________________________________________4
2.2.Условия реализации Программы_____________________________________________7
2.2.1. Формы аттестации и оценочные материалы_________________________________7
2.2.2. Методическое обеспечение________________________________________________7
2.2.3.Средства для реализации Программы________________________________________8
2.2.4 Используемые методические материалы_____________________________________8
Список литература

1

1. Комплекс основных характеристик Программы.
1.1. Пояснительная записка к программе интеллектуального кружка «Умничка»
Интеллект - сложное интегральное образование, включающее разные познавательные
процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, и поэтому
наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических
процессов и личностных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие
психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного
школьного обучения детей и самореализации их во взрослой жизни.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из
актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее
запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой
обстановке, лучше подготовлены к школе. Именно в дошкольном возрасте ребенок
учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять
причинно-следственные связи.
Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная
мыслительная деятельность.
В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных
заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем
направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее
ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии
мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих
задач.
Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе,
синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании,
создает условия для развития интеллектуальных способностей.
1.2.Таким образом, целью занятий интеллектуального кружка «Умничка» является
развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с
использованием развивающих игр и посредством развития математических
представлений дошкольника.
На занятиях кружка дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между
собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах,
развитию умения делать простейшие выводы и обобщения.
Основные задачи Программы:
• Развивать логическое мышление;
• Научить основным приемам мыслительной деятельности: анализу, синтезу,
сравнению, обобщению, классификации, умению выделять главное, доказывать и
опровергать, делать несложные выводы;
• Ознакомить детей с математическими понятиями;
• развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность
дошкольников;
• воспитывать у каждого ребёнка стремление к активной деятельности и творчеству;

2

•

создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок
общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному,
нравственному развитию ребёнка

Возраст обучающихся: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста
(5-7 лет).
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 учебный год.
Частота проведения – 2 раза в неделю по 25-30 минут.
Форма занятий: очная групповая
Численный состав группы – 10-12 человек.
1.3.Содержание Программы:
Данный курс содержит следующие комплексные блоки: фигуры, логика и счет
На занятиях используются:
• пальчиковая гимнастика;
• веселые подвижные игры (речь + движения);
• штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш;
• обводки по трафарету или шаблону;
• печатание букв, цифр;
• задания для развития познавательный процессов (в том числе логического
мышления)
На занятиях дети осваивают количественный (прямой и обратный), порядковый счет.
Дети обучаются элементарным основам математики, а также развивают интеллектуальные
способности посредством:
• знакомство с цифрами;
• состав числа;
• отношения и связи между числами;
• геометрические фигуры;
• математические знаки;
• арифметические задачи;
• примеры на сложение и вычитание;
• развивающие задания на логику.
1.4.Планируемые результаты.
На этапе завершения обучения по данной программе:
• ребенок обладает развитым мышлением и воображением, которые
реализуется в разных видах деятельности;
• ребенок обладает хорошо развитой памятью и вниманием, которые
реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в познавательной
активности;
• ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
• укрепится и повысится познавательное развитие, включающее в себя
умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности,
строить простейшие предположения; проверять их, делать выводы,
иллюстрировать их примерами;
3

•
•

сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа,
числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические
фигуры.
составлять математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных рисунков, схематических рисунков,
схем).

2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Количество учебных недель – 32.
Количество учебных дней: 64;
Даты начала и окончания учебных периодов: с 01 октября по 25 мая каждого
учебного года.
2.1 Учебный план
№

Название темы

1.
2.
3.

Знакомство с геометрией
Развитие логического мышления
Математические представления

Количество
занятий
13
17
34

Количество часов
5ч15м
7ч10м
14ч15м

Содержание учебно-тематического плана
1. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения
ориентироваться в пространстве листа. Развитие восприятия формы, цвета,
размера. Развитие логического мышления. Теория: Понятие логического
мышления. Способы развития логического мышления Формирование умения
находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его
признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.
Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
2. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,
классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе
развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и
проведения дидактических игр.
3. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи. Формирование навыков быстрого счета, быстроты реакции.
Формирование основных мыслительных операций, умения выделять главное и
существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения
логических задач и проведения дидактических игр.
2.1.1. Тематическое планирование
№
1.

2
3

Тема, задания
Путешествие в страну Геометрия. Точка.
Прямая. Кривая.
Вертикальные и горизонтальные линии
Пересечение линий
Путешествие в страну Геометрия. Луч.
Отрезок. Ломаная
Путешествие в страну Геометрия.

Тетрадь, стр.
Знакомимся с геометрией. Солнечные ступени
стр.8,12, ч.1
Знакомимся с геометрией. Солнечные ступени
стр.19, ч.1
Знакомимся с геометрией. Солнечные ступени
4

4
5
6

7
8

9

10

11

Замкнутые и незамкнутые линии
Путешествие в страну Геометрия. Углы.

стр.28, ч.1
Знакомимся с геометрией. Солнечные ступени
стр.25, ч.1
Знакомимся с геометрией. Солнечные
ступеньки стр. 2-7 ч.2
Знакомимся с геометрией. Солнечные
ступеньки стр. 8-9, 25-26 ч.2

Путешествие в страну Геометрия
Геометрические фигуры. Круг, овал.
Путешествие в страну Геометрия
Геометрические фигуры.
Многоугольники.
Путешествие в страну Геометрия
Геометрические фигуры. Треугольник.
Путешествие в страну Геометрия
Геометрические фигуры.
Четырехугольники. Квадрат.
Путешествие в страну Геометрия
Геометрические фигуры.
Четырехугольники. Прямоугольник
Путешествие в страну Геометрия
Геометрические фигуры.
Многоугольники. Четырехугольники –
трапеция, ромб
Геометрические фигуры. Повторение

Знакомимся с геометрией. Солнечные
ступеньки стр. 10-12 ч.2
Знакомимся с геометрией. Солнечные
ступеньки стр.13-15 ч.2
Знакомимся с геометрией. Солнечные
ступеньки стр.16-17 ч.2
Знакомимся с геометрией. Солнечные
ступеньки стр.19-24 ч.2
Знакомимся с геометрией. Солнечные
ступеньки стр.25-27 ч.2
Знакомимся с геометрией . Солнечные
ступеньки стр.28-29 ч.2, раздаточный
материал
Знакомимся с геометрией. Солнечные
ступеньки стр. 28-29 ч.2
Раздаточный материал :Четвертый лишний.
Обведи и раскрась. Сложи из палочек по
образцу.
Раздаточный материал: . Путаницы – загадки,
лабиринты, «Нелепицы».
Раздаточный материал
«Обведи по точкам и раскрась», «Соедини
цифры по порядку»
Раздаточный материал.
Рабочая тетрадь «Логика. Лабиринты и
схемы» стр18, 19,32
Математика. Солнечные ступени стр.5, ч.1
Математика. Солнечные ступени стр.6 - 7, ч.1
Математика. Солнечные ступени стр.8 - 9, ч.1
Математика. Солнечные ступени стр.10-11, ч.1

14

Путешествие в страну Геометрия.
Геометрические тела. Шар, куб,
параллелепипед.
Путешествие в страну Геометрия.
Геометрические тела. Конус, цилиндр
Психология. Логика.

15

Психология. Логика

16

Психология. Логика. Путешествие в
страну Морозовку.

17

Психология. Путешествие в Театр.

18
19
20
21

Математика. Число и цифра "0".
Математика. Число и цифра «1»
Математика. Число и цифра «2»
Математика. Число и цифра «3»

22

Математика. 0,1,2,3. Закрепление счета
от 0 до 3.
Математика. Число и цифра «4»
Математика. Число и цифра «5»

Раздаточный материал

Математика. Математические знаки:
больше, меньше, плюс, минус, равно,
неравно.

Раздаточный материал. Солнечные ступени
стр.4, ч.1

12

13

23
24
25

Математика. Солнечные ступени стр.12-13, ч.1
Математика. Солнечные ступени стр.14-15, ч.1

5

26

Математика. Закрепление счета от 0 до 5.

Раздаточный материал. Состав числа

27

Математика. Математические задачи

Математика. Солнечные ступени стр.2-3, ч.2

28

Психология. Логика. Путешествие в
Африку.

29

Психология. Логика. Путешествие в лес

Раздаточный материал. Загадки, презентация,
лабиринты . Рабочая тетрадь «Логика.
Лабиринты и схемы» стр12,13
Раздаточный материал.

30
31
32
33
34

Психология. Логика. Путешествие в
сказку
Математика. Число и цифра «6»
Математика. Число и цифра «6»
Математика. Число и цифра «7»
Математика. Число и цифра «7»

35
36

Математика. Число и цифра «8»
Математика. Число и цифра «8»

37
38

Математика. Повторение: 6,7,8.
Математика. Число и цифра «9»

39

Математика. Число и цифра «9»

40
41

Математика. Повторение 6,7,8,9. Состав
числа
Математика. Число и цифра «10»

42

Математика. Число и цифра «10»

Математика. Солнечные ступени стр.26-27, ч.1

43
44

Математика. Закрепление счета от 0 до
10. Решение примеров
Математика. Повторение. Решение задач

Математика. Солнечные ступени стр.28, ч.1
Солнечные ступени стр.1 ч.2
Математика. Солнечные ступени стр.29-30, ч 1

45

Математика. Повторение.

Математика. Солнечные ступени стр.4-5ч.2

46

Математика. Закрепление

Математика. Солнечные ступени стр.8ч.2

47

Математика. Закрепление

Математика. Солнечные ступени стр10-11ч.2

48

Психология. Логика. Классификация
предметов.
Психология. Логика. Умозаключения
Психология. «Часовая мастерская». Часы
и время

Логика. Солнечные ступени стр.4,13

Математика. Решение задач.
Математика. Закрепление
Психология. Логика. Лабиринты и схемы
Психология. Логика. Отрицание
Логические задачи.
Математика. Закрепление
Математика. Решаем задачи и примеры

Математика. Солнечные ступени стр.12-13 ч.2
Математика. Солнечные ступени стр14-17.ч.2
Раздаточный материал.
Логика. Солнечные ступени стр.12
Логика. Солнечные ступени стр.17-18
Математика. Солнечные ступени стр18-19.ч.2
Математика. Солнечные ступени стр20-21.ч.2

49
50
51
52
53
54
55
56
57

Раздаточный материал.
Математика. Солнечные ступени стр.16-17, ч.1
Раздаточный материал
Математика. Солнечные ступени стр.18-19, ч.1
Математика. Солнечные ступени стр.18-19,
ч.1, раздаточный материал
Математика. Солнечные ступени стр.20-21, ч.1
Математика. Солнечные ступени стр.20-21,
ч.1, раздаточный материал
Математика. Солнечные ступени стр.17, 19.
Математика. Солнечные ступени стр.22-23, ч.1
Математика. Солнечные ступени стр.22-23,
ч.1, раздаточный материал
Раздаточный материал
Математика. Солнечные ступени стр.24-25, ч.1

Логика. Солнечные ступени стр.15
Раздаточный материал. Выстави время на
часах

6

58
59

60

61

62

63
64

Математика. Решаем задачи и примеры
Математика. Меры длины.
Измерительные инструменты. Работа с
линейкой
Математика. Меры длины.
Измерительные инструменты. Работа с
линейкой. Построения
Психология. Развитие дивергентного
мышления. Решение ТРИЗ задач.
Путешествие на Марс.
Психология. Развитие дивергентного
мышления. Решение ТРИЗ задач.
Логические сетки.
Повторение. Работа с планом и картой.

Математика. Солнечные ступени стр24-25.ч.2
Раздаточный материал
Математика. Солнечные ступени стр.28 ч.2
Раздаточный материал
Раздаточный материал.
Раздаточный материал

Заключительное занятие . Большое
путешествие в страну Математику.

2.2. Условия реализации Программы
• Отбор в группу детей с нормой физического, интеллектуального, речевого и
социального развития;
• Малая наполняемость группы (10-12 человек);
• Решение логических задачи на развитие аналитических способностей и
способности рассуждать В целях развития логического мышления предлагаются
задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение,
строить дедуктивные умозаключения.
2.2.1.Формы аттестации и оценочные материалы
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль (срок проведения – 1 занятие, форма - опрос);
– текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе
обучения – практическая работа, самостоятельная работа, опрос);
2.2.2.Методическое обеспечение
Учебно-методический комплекс состоит из учебных пособий:
1. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Математика (часть
1, часть 2)
2. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника" Знакомимся с
геометрией (часть 1, часть 2)
3. "Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника» Логика
4. «Стрекоза», серия "Рабочие тетради дошкольника" Логика: лабиринты и схемы
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на
развитие познавательных процессов у обучающихся. В рабочие тетради включены
специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие
познавательных процессов у обучающихся

7

2.2.3.Средства, необходимые для реализации Программы:
Учебно-тематическое планирование;
Рабочие тетради
Простые и цветные карандаши
Линейка 20см
Набор карточек от 1 до 10
Набор знаков <, >, =, +,Демонстрационный материал (таблицы, сюжетные картинки)
Презентации к занятиям
2.2.4.Используются следующие методические материалы:
1. Алиева Т.И. и др. Истоки, // Базисная программа развития ребенка-дошкольника, М.: Карапуз, 1994.
2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста. – М.: Творческий Центр, 2002.
3. Алябьева Е.А., Истратова О.Н., Дубровина И.В. Математика для дошкольников 5-7
лет// Цикл «Солнечные ступеньки». – М.:ТЦ Сфера, 2001.
4. Бенесон Е.П., Вольнова Е.В.Математика для малышей. – М.: Финансы и
статистика,1993.
5. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М.: Знание,
1993.
6. Грамматика и арифметика для самых маленьких. – СПб.: «Окей», 1994.
7. Давайте поиграем! Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра.
– М.: Просвещение, 1990.
8. Ерофеева Т.И. и др. Дети у истоков математики //Спецкурс: Методика обучения
математике. – М.: АПО, 1994.
9. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.:
Просвещение, 1992.
10. Зажигалина Р.Н. Занимательная математика. //Школа гуманитарно-эстетического
развития детей «Полянка». – Оренбург, 2010.
11. Лаптева В.А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.:
Просвещение, 1990.
13. Шевелёв К.В. Дошкольная математика в играх. Формирование элементарных
математических представлений у детей 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез,2005.
14. Шевелёв К.В. Развивающие игры для дошкольников. – М.: Институт психотерапии,
2010.
Так же при реализации программы окажут существенную помощь следующие
методические пособия:
Дидактические материалы: (раздаточные материалы, технологические карты, задания,
упражнения и т.п.)
Виды дидактических пособий:
• схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы,
схемы, рисунки, плакаты, диаграммы, шаблоны и т.п.);
• картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды,
фотоматериалы и др.);
• звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
• смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
8

дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал,
вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические
задания, упражнения и др.);
Автором созданы следующие виды продукции для методического обеспечения
программы:
• Раздаточный материал;
• Наглядный материал;
• Конспекты занятий.
•

Список литературы
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для старшего дошкольного
возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам
дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Бабкина Н.В. Развиваем мышление: тетрадь для детей 5 – 6 лет. – М.: Айрис-пресс,
2007.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовка ребёнка к школе: задачи, упражнения,
диагностика. – М.: А.П.О., 1994.
4. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем
мышление. Школа для дошколят. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2006.
Земцова О.Н. Тесты для детей 5 – 6 лет: Учебное пособие. – М.: Махаон, 2008.
(Умные книжки).
5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,
техники. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007.
6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие / И.В.
Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. Под ред. И.В.
Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
7. Соколова Е.И. Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать, запоминать. – М.:
Академия развития, 2004.
8. Соколова И.М. Организация предшкольной подготовки детей // Дополнительное
образование и воспитание. – 2009.- №7. – С. 39-42.
9. Тарасова Т.Л., Сулима С.А., Макаренко Т.И. Предшкольная подготовка в системе
дополнительного образования// Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.5861.
10. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».